Каждый рачитый хозяин стремится украсить свой дом, сделать его особенным и неповторимым. Ведь верно гласит народная мудрость «Каков дом – таков и хозяин в нем». Чаще всего в домах украшают вход и окна. Казалось бы не удивительно, ведь это лицо дома. Обследовав, в ходе трех историко-краеведческих экспедиций школьников, более десяти населенных пунктов Топчихинского района к 2008 году был собран интереснейший материал, позволивший выявить общие и особенные черты в оконной резьбе сел района. Обследованные населенные пункты, как свидетельствуют материалы экспедиций, имеют различные этнокультурные корни. Село Хабазино основано в 1774 году переселенцами из Бердского уезда, т.е. старожилами, старообрядцами. В последующем, в данный населенный пункт прибывали переселенцы из Воронежской и Тамбовской губерний, а в начале 20 века — с Украины. Село Красноярка образовано в 1776 году, так же старожилами, но в 19 веке в населенный пункт стали прибывать переселенцы из Пензенской губернии, в основном мордва, мокша. Именно они и составили основную часть населения. Преобладание мордовского населения сохраняется и в настоящее время. Населенный пункт Карасево образован в конце 18 века, но в 19 веке в нем поселяют высланных с западных рубежей России поляков после восстания в 1863 года. Преобладание польского населения в Карасево сохранялось до 30 – 40 годов 20 века. Поселок Нагорный образован в 1925 году как выселок старожильческого села Усть-Алейка. Кроме того, в Топчихинском районе имеется еще ряд населенных пунктов, со своеобразными этнокультурными корнями. К примеру, село Переяславка образовано в 1912 году переселенцами с Украины, из местечка у города Переяславль, а населенный пункт Победим образован в 40 годы 20 века в основном депортированными с Поволжья и Крыма немцами. Что сохранилось от самобытной традиционной культуры старожилов и переселенцев в районе, и как проявляются сохранившиеся элементы в оконной резьбе.
Прежде чем говорить об орнаментах и характерных особенностях оконной резьбы хотелось бы ответить на один, на мой взгляд, важный вопрос – это почему именно окно являлось предметом пристального внимания резчиков по дереву на протяжении многих столетий. Жилище человека – это мир за тысячелетия созданный им самим и ему понятный и подвластный. То, что вне дома, природа с ее неподвластными стихиями воды, ветра и огня – это незнаемый, и поэтому воспринимаемый враждебно, опасный мир. Поэтому еще древний человек воспринимал вход в жилище как своеобразный мост между этими двумя мирами, как наиболее опасное, уязвимое место жилища и старался защитить его от возможного проникновения разного рода злых духов. Так в славянской мифологии окно наделялось многообразными символическими функциями. Все проникновения в окно считались опасными. Многие из данных представлений дожили до наших дней в виде суеверий, и нам хорошо знакомы. К примеру – птица в окно влетит – к покойнику и.т.д. Принято было считать окно местом символической связи между живыми и мертвыми. Считалось, что ангел, оберегающий семью, находится не в доме, а под окном. Также считалось, что весть, полученная через окно, приведет к кардинальным изменениям в жизни. Таким образом, в представлениях славян окно – это проход в незнаемый мир и в этот проход должны проходить только те духи, кого позовет хозяин дома. А как отпугнуть злого духа? Нужно у этого прохода поместить оберег. А как привлечь внимание добрых духов? Нужно там же поместить опознавательную метку, символ (вспомните библейский рассказ об исходе евреев из Египта). Все мифологические тонкости в отношении окна современным резчикам мало известны, но по какому то внутреннему чутью мастера в первую очередь внимание свое обращают на окно, объясняя это соображениями эстетики и красоты.
Знаки обереги, и знаки почитания сплетаются, в результате, в замысловатый орнамент вокруг окна с наружной стороны жилища, чтобы он был виден духам. Набор знаков и стилизованных образов был не многочислен, но их сочетание и переплетение имели настолько много вариантов, что создавали неповторимость и уникальность в каждом конкретном случае. Славяне были земледельцами и основными привлекающими духов символами были знаки, связанные со стихией воды, земли, и солнца. Символом воды являлась ломаная или волнистая линия, иногда переплетенная в виде косы.
Символом грозы, знаком Перуна – громовержца, был громовой знак в виде круга с шестью радиусами внутри.
Олицетворением солнца был знак в виде круга с множеством радиусов (розетка).
Знаком земного огня – круг с завихряющимися внутри радиусами.
Четырехугольник, разделенный на четыре равные части с точками внутри, символизировал засеянное поле. Не случайно мы чаще всего используем именно такую форму оконных рам в жилищах.
Треугольник – символ плодородия.
Очень часто ромб, ориентированный по сторонам света, символизировал женское начало, т.е. мать Сыра Земля.
Кроме знаков использовались в орнаменте стилизованные изображения. Одним из главных мотивов славянского земледельческого орнамента было дерево жизни в окружении птиц.
С приходом на Алтай русских людей приходит и земледельческий орнамент. Однако всплеск в развитии домовой оконной резьбы приходится на конец 19 века, когда горнозаводская промышленность на Алтае приходит в упадок и на первое место выходит сельское хозяйство.
Анализируя образцы украшений на наличниках в обследованных шести населенных пунктах Топчихинского района можно выделить один наиболее часто встречающийся тип орнамента. Где-то около 60 % окон6ных украшений представлено достаточно простым, геометрическим орнаментом. Данный орнамент выражен во множественном варианте сочетания различных геометрических фигур. В первую очередь квадратов, треугольников, ромбов и реже кругов. Как правило, фигуры выполнены в стиле прапиловочной резьбы. Особенной эстетической ценности данные украшения не имеют, но их форма, сочетание, и расположение вокруг окна, имеют, на мой взгляд, глубокий символический смысл, уходящий в глубокую древность, отражающий мифологические представления славян. Наиболее распространенным сюжетом среди обследованных в Топчихинском районе наличников, где очелье сверху украшено карнизом, напоминающем математический знак обобщения, или геометрическое изображение луковицы христианского православного храма. Под ним, на платке, обязательно помещен ромб, занимающий большую часть пространства. Встречаются сочетание ромба и двух квадратов, ромба и двух треугольников, где ромб все равно занимает центральное место и, как правило, гораздо крупнее остальных фигур. Это подчеркивает его значение как центра всего орнамента, всей композиции. В верхней части правого и левого плеча располагается чаще всего квадрат. Несколько раз были встречены круги, которые как погоны у военного, украшали плечи наличника. По всему плечу прослеживается одинаково-повторяющейся мотив ромба, уменьшенного размера, помещенного между равнобедренными удлиненными треугольниками. Низ наличника никакими фигурами не украшен, но имеет вид все той же христианской луковки или скобки.
В чем смысл столь неброского и достаточно разряженного орнамента? Итак, центром композиции является ромб, т. е. символ женского начала, матери Сырой Земли и мирового дерева жизни. Повторяющаяся обрамляющая центральный символ скобка, не что иное, как стилизованное изображение летящих, над ромбом птиц. Таким образом, мы имеем вариант главного сюжета языческой мифологии славян, т. е. дерево жизни с прародительницами мира, птицами (сюжет миротварения). Квадраты и кружки по плечам наличников символизируют засеянное поле и так необходимое ему солнце. Круг, в данном случае, упрощенная, утратившая свои лучи розетка – солнечный знак славянской мифологии. Солнечные знаки расположены на одном уровне с деревом жизни, что подтверждает их важную роль в смысловом понимании орнамента и подчеркивает почитание божества, олицетворяющего солнце. В средней части плеч так же размещены ромб, или квадрат, запертые между двумя символами плодородия. Таким образом, в не сложном, самом распространенном в Хабазино орнаменте, записана основная информация о мифологических представлениях и культуре восточных славян. В настоящее время хозяева данных наличников, и люди украсившие их, не знают смысл данных знаков и объясняют их наличие простой традицией. Некоторые объясняют простотой исполнения, некоторые – общепринятой формой украшения.
Профессор Татьяна Кирилловна Щеглова относит Усть — Пристанский и Усть-Калманский районы к центральной зоне по распространению домовой резьбы, для которой характерной чертой является неброская и традиционная для крестьян резьба, не требующая больших финансовых затрат и расходных материалов. К данной зоне можно отнести и территорию Топчихинского района. Однако наряду с общими, характерными мотивами, рассмотренными выше, удалось выявить и некоторое своеобразие в типах орнамента используемого в оконной резьбе обследованных сел района.
Так в селе Хабазино преобладающим является геометрический тип орнамента. Он относится этнографами к северорусской традиции пришедшей в Сибирь вместе с первыми русскими переселенцами из Вологодской и Новгородской земель. Село Хабазино — же является одним из первых старожильческих поселений в Топчихинском районе, образованное переселенцами из северных областей России.
Особенностью оконной резьбы села Красноярка является широкое распространение зооморфных мотивов, в первую очередь птиц. Самым распространенным, более нигде не встречающимся, является следующий вариант. На очелье преобладают выполненные в стиле пропиловочной, накладной резьбы, различного рода растительные сюжеты, выраженные деревом жизни в окружении многочисленных хитросплетений трав и пробивающихся ростков. Однако встречаются в некоторых случаях и геометрические стилизованные изображения на очелье, а также изображения птиц. Сверху по карнизу наличника и по низу выполнены стилизованные летящие птицы. К совсем не орнаментированным, либо орнаментированным геометрическими фигурами плечикам с боков примыкают две, иногда четыре (по две с каждой стороны) большие выпиленные птицы. Таким образом, мы имеем все тот же мифологический сюжет матери сырой земли в окружении птиц, но в отличие от с. Хабазино птицы на наличниках выполнены более реалистично. Птицы как бы окружают окно с четырех сторон, защищая его своей магической силой. Данный вариант орнамента встречен в основном в домах, где проживают или проживали переселенцы из Пензенской губернии, т.е. мордва (мокша). Известно, что в древности многие финно-угорские народы России и в частности мордва, имели культ птиц. Возможно древние мифологические представления о тотемном существе, птице, у мордовского населения с.Красноярка так ярко выразились в оконной резьбе.
Характерной особенностью орнаментов села Карасево является: Во — первых, довольно большой процент наличников с растительным орнаментом. Во- вторых, довольно частое использование, как в растительном, так и в геометрическом орнаменте розеток и кругов, символов солнца. Такого количества кругов в орнаменте не было отмечено больше нигде из обследованных сел. Возможно, данная особенность относится к сложившейся в селе традиции, возможно на орнамент оконной резьбы оказали влияние традиции южнорусского населения, (украинцы, поляки) прибывшего в Карасево в 19 и начале 20 веков.
Обследованный поселок Нагорный на данный момент является почти полностью вымершим. Из всех домов в поселке сохранился лишь один, на котором был зафиксирован растительный орнамент наличников.
Характерной особенностью орнамента села Переясловка является своеобразное украшение лобани в виде двух стилизованных уточек, наклоненных друг к другу таким образом, что между их клювами образуется круг в виде яйца. Под уточками на очелье чаще всего расположен земледельческий сюжет, выраженный геометрическим орнаментом. Данная особенность связана, видимо с традицией пришедшей вместе с переселенцами украинцами, образовавшими в 1912 году село Переясловка.
Интересные результаты дало обследование села Победим. Большая часть домов, особенно относящихся к периоду образования населенного пункта, вообще лишены каких либо украшений на наличниках. Орнаментированные наличники встречаются на домах построенных в конце 20 века. Ситуация сложившаяся в с.Победим объясняется тем, что большая часть населения составляли немцы Поволжья, высланные в Сибирь в 1941 году. В условиях высылки, жутких материальных условиях, идеологического и политического давления со стороны государства немцы не смогли перенести свои традиции в орнамент домовой резьбы в поселке Победим.
Таким образом в ходе исследования удалось выявить что наиболее распространенными сюжетами нашедшими отражение в оконной резьбе населенных пунктов Хабазино, Красноярка, Карасево, Нагорный, Переясловка и Победим являются сюжеты связанные с земледельческими культами, а так же представлениями о миротворении у древних славян и финоугров, выраженные как при помощи геометрического, так растительного и зооморфного типов орнамента. Во всех населенных пунктах он представлен в виде пропиловочной накладной резьбы на наличниках, чрезвычайно скромной и разряженной. Наиболее распространенным типом орнамента в Топчихинском районе является земледельческий геометрический. Однако удалось выявить и индивидуальные особенности орнаментальных форм каждого из обследованных сел. Так для с. Хабазино характерны различные формы геометрического орнамента. Для Красноярки характерны зооморфные мотивы, и в первую очередь реалистичное изображение крупных птиц. В Карасево отличительной чертой является распространение различного рода розеток. Переясловка отличается изображением по верх «лобани» уточек держащих в клюве яйцо. Победим так же имеет характерную особенность, выразившуюся в преобладании неорнаментированных наличников. Все данные особенности имеют три основные причины. Первая- это влияние национальных и региональных традиций. Вторая- это сформировавшаяся под воздействием местных мастеров формы украшения наличников в конкретном селе. И третья- это влияние политической, идеологической атмосферы и материального обеспечения населения рассматриваемых населенных пунктов.
Список используемой литературы.
- Витовтова Т И Изготовление и декорирование русского костюма на Алтае.
Барнау2003г
- Родионов А. Чистодеревщик Барнаул 1996г.
- Щеглова Т К Жилье и хозяйственные постройки с. Усть-Колманка. Барнаул
2003г
- Щеглова Т К Сельская домовая резьба Алтайского края конца 19 первой
половины 20 века. Барнаул 2003 год.
- Мифы и легенды народов мира. Древни славяне. Москва 2005 г.
- Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия для школьников. Москва
2005г.
Работу написали Федорченко Екатерина, Поздин Сергей Витальевич.