Сейчас мы хотим познакомить вас с урочищами, логами да колками района. Некоторые скажут, да что там, с каждым колком, что ли знакомиться. Они ведь как близнецы друг на друга похожи. Да и лога наши мало чем друг от друга отличаются. А урочища, так это вообще непонятно что такое. Не спорю, можно и так смотреть на мир, на окружающую нас природу, если видеть в колках да дубровах только дрова. Можно, но скучным, однообразным и тоскливым становится тогда всё вокруг. А давайте взглянем на окружающие нас просторы несколько по другому. Представьте, что вам в руки попала карта вековой давности. От времени, и частого использования она пожелтела, местами сильно выцвела и вытерлась, но некоторые названия и обозначения сохранились. Вы с азартом первооткрывателя вглядываетесь в неё, пытаясь заглянуть в прошлое и расшифровать карту. Нет, это не начало остросюжетного, приключенческого романа. Старинная карта – это земли нашего района, а сохранившиеся названия и обозначения – это наши колки, лога и урочища. Ну, что, попытаемся расшифровать информацию, которую ещё не стёрло время с карты нашего района.
Итак, столетие назад каждый житель села вёл свое собственное, единоличное крестьянское хозяйство. Все земли, и пашня и сенокосные луга были поделены между хозяевами. Лишь небольшие участки неудобий да пустошей оставались в оброчной статье, то есть в государстве. Как сориентироваться в таком бесконечном множестве полей да лугов. Вот тут и пошли в ход, как естественные указатели природные объекты. Например, между Макарьевкой и Переяславкой протянулась густой зелёной полосой Граневая дубрава. Столетие назад она разделяла земли крестьянских обществ, молодых, только что образовавшихся деревень Макарьевка и Переяславка. Если мы поедем в Сидоровку, то в нескольких километрах от Макарьевки, справа на горизонте мы увидим колок Барнаульский. Колок с таким же названием есть между Михайловкой и Фунтиками. Нет, наша краевая столица к ним не имеет ни какого отношения. Просто эти колки, обозначали границу между землями крестьянских обществ Макарьевки и Сидоровки. Почему колок Барнаульский, а не Сидоровский? Потому, что Сидоровка, это деревня образованная выселившимися из Барнаулки крестьянами, а значит, земли сидоровских крестьян ранее входили в состав крестьянского общества Барнаулки. Чуть ближе к бору от Барнаульского колка в речушку Солоновку впадает Сидоровский лог, давший название большому и чистому пруду, созданному в этом логу чуть позже. Если мы соединим мысленно два Барнаульских колка с Сидоровским логом, мы получим приблизительную границу земель Макарьевских, Ракитинских и Сидоровских крестьян вековой давности. Грань между землями Чистюньки и Хабазино определял колок Чистюньский, расположенный на склоне ручья с необычным названием Трошиха. Но не только границы крестьянских обществ обозначали природные объекты. Иногда они были связаны с какими то значимыми событиями или объектами. Например, на окраине Хабазино, прямо за бывшей колхозной молочно-товарной фермой находится урочище Винокурка. Через него тянется по степным просторам одноимённый лог. Что зашифровано в этом удивительном названии? Дело в том, что урочище Винокурка располагается прямо на старом Змеиногорском тракте, в непосредственной близости от деревни Хабазиной. Не мудрено, что более чем сто лет назад в этом месте изготовляли, и предлагали проезжающим по тракту хмельные напитки. Есть же сейчас на Змеиногорском тракте кофе «У дороги» братьев Горловых. Вероятно, что то подобное было и в районе Внокурки, около Хабазино. Если от Винокурки двигаться старым Змеиногорским трактом к Калманке, то в скорости окажешься на краю одного из самых таинственных природных объектов района. Это Нехороший колок. На память сразу приходит нехорошая квартира из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако, думаю, Воланд и его компания там не шутковали, как в Москве. А вот, вполне реальные соловьи-разбойнички промышляли. На Винокурке подсматривали кто по богаче, кто в одиночку двигается в город, кто товар красный везёт, и передавали в Нехороший колок. И вот, оказавшись в степи на приличном расстоянии от населённых пунктов, несчастный попадал в лапы ожидавших его бандитов. Свидетелями скольких трагедий стали берёзы Нехорошего колка. В шелесте их листвы можно услышать самые завораживающие детективы XVIII – XIX веков. Подобные Нехорошему колку гиблые места были на Демидовском тракте в зимовой избе у Парши, пока туда не был послан для наведения порядка государственный человек Парфён Казанцев, давший название селу Парфёново. На Столбовом тракте, бывшая Семипалатинская военная дорога, в районе озера Циганского у села Ракиты.
Но, вернёмся к нашим колкам и логам. Чаще всего названия колки получали по имени крестьянина, чья земля граничила с данным природным объектом. Так, пусть не всех, но расположение родовых земель некоторых наших земляков мы можем определить. Например в районе Чистюньки мы можем любоваться колками Ильина, Варганова и Салыгина. В районе Зимино колком Колупаева. По террасе Алея в районе села Покровка располагались, судя по названию колков земли крестьян Хабарова, Дьячкова, Литуева,
Леонова, Яшкина. В районе бывшего села Соловьевка, как именные указатели шумят листвой колки крестьян Чурова, Калинина, Столярова, Хлемина. В Лаврентьевке и Макарьевке – крестьян Акимова, Хабарова, Кошелева, Криштанова, Королёва и Мощенкова. Но больше всех именных колков вокруг села Переяславка. Здесь, даже у самого маленького, в несколько десятков берёз есть своё крестьянское имя. Это колки Лопарева, Плотникова, Балышева, Рыжакова, Толмачёва, Вьюнкова, Кочанова и Мастюгина. Конечно, на карте района были и другие указатели места расположения земель тех или иных крестьян, но их не пощадило время. А колки и сегодня радуют наш глаз и листвой тихо нашоптывают нам рассказы о своих земледельцах. Нужно только захотеть их услышать.
Среди всех именных колок района один привлекает наибольшее внимание. Это Настасьин колок около деревни Лаврентьевка. Истории известны случаи, когда крестьянские вдовы самостоятельно, в одиночку вели хозяйство. Были такие единичные случаи и в Барнаульской волости (ныне Топчихинский район). Ведь только тогда колок могли назвать именем женщины. Или же история этого колка так тесно переплелась с судьбой лаврентьевской девушки Настасьи, что затронула сердца земляков и они дали ему имя Настасьин. Помните как в старом но очень известном советском фильме Тени исчезают в полдень» люди дали имя утёсу, где погибла Марья – Марьин утёс.
Но не только колки носят фамилии крестьян. Есть фамилии и у логов. Лог, это широкая, как правило заросшая густой и сочной травой складка местности, по которой вешние воды собираются в реки. Как правило, именно в логах, на большей территории района, располагались сенокосные угодья крестьян. Чем зажиточней крестьянин, чем больше у него скота, тем обширнее его сенокосные угодья. Иногда они занимали почти полностью весь лог. Так, в основном, и появлялись именные лога. Бывали случаи, когда зажиточный крестьянин в своём логу делал запруду и получался пруд. Так например в районе Белояровки в логу крестьянина Ванькова был создан одноимённый пруд, являющийся сейчас пожалуй одним из любимых пляжных мест топчихинской детворы. Утопает в колках между Михайловкой и Фунтиками сооружённый в Гашковом логу пруд, куда так же летом не зарастает тропа любителей пляжного отдыха. В районе Чистюньки есть Чертов лог, но к нечистой силе он не имеет ни какого отношения. Он носит имя крепкого чистюньского хозяина, крестьянина Чертова. В районе Зимино большие сенокосы по логам располагались у крестьян Вяткина и Чепчугова. Их имена остались в названии природного объекта. В районе посёлка Ключи есть Шадрин Лог. В Лаврентьевке – Воронцов лог. В Макарьевке – Королёв лог. В районе Фунтиков – Ушкалов лог. В районе бывшего села Алексеевка – Ганин и Горбинский лога. Имя одного из основателей села Переяславка навсегда запечатлелось в названии природного объекта. Это Катренков лог в районе бывшего населённого пункта Покровка (Свердлово).
Итак, имена наших прапрадедушек и сегодня живут в названиях колков и логов. Давайте же вместе беречь эти уникальные природные памятники нашим предкам.
Осталось выяснить, что же такое урочище, и чьи имена в основном они носят в нашем районе. Итак, ни к каким страшным чудовищам и чудовищным местам урочища отношения не имеют. Само слово происходит от понятия урочное место, то есть место особенное, обращающее на себя внимание. Это может быть и природная особенность местности. Так в районе Белояровки есть урочище Плачь-Гора. Даже сейчас, когда её несколько срезали она остаётся испытанием для многих шаферов и машин. В начале прошлого века, когда образовалась станция Топчиха, взобраться на террасу реки Калманка по раскисшей глинистой дороге весной и осенью, или по обледеневшей дороге зимой было почти невозможно. Много пота и слёз приходилось пролить людям чтоб на гружёных телегах, или первых слабеньких машинах добраться с грузом до железнодорожной станции. Вот и окрестили это замечательное место Плачь-Горой. По дороге в Володарку, или Ключи приходится подниматься на не менее крутую террасу речки Сотничихи. Она кажется даже нависает над грейдером высокими холмами. Так вот это место именуется не иначе как урочище Сахалин. В Ключах одна из складок террасы Сотничихи, где чаще всего местные жители обнаруживали гадюк получило название урочище Змеиная гора. Однако, чаще всего у нас в районе урочища носят имена бывших ранее населённых пунктов. Так например в районе Белояровки есть урочища Самородный и Усть-Крутиха. Это бывшие ранее одноимённые населённые пункты. В районе Ключей есть урочище Ворошиловка, а в районе Покровки – Хабаровка. Ранее, в 20-е годы прошлого столетия в нашем районе (тогда он именовался Чистюньский район) насчитывалось более ста населённых пунктов, в настоящее время их не осталось и сорока. Все остальные населённые пункты, исчезнувшие с карты района превратились в особые урочные места – урочища.
Теперь я надеюсь, карта района ожила для вас, читатель. И колки и лога и урочища рассказали вам немного о себе. Слушайте шелест листвы в колках, шорох трав в логах, песню ветра в урочных местах и вы почувствуете историю, ощутите сою личную причастность к ней.
Сергей ПОЗДИН