Великая трагедия народа
Гражданская война на Алтае – взгляд сквозь годы
Две тысячи семнадцатый год, год столетнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции. Не буду углубляться в причины революции и тем более в её оценку. Это дело учёных историков и политиков. Личное же отношение и личная оценка рассматриваемых событий пусть остаётся такой же индивидуальной, уникальной и многообразной, каким является окружающий нас мир и человеческое общество. Я же, в данной статье, хочу рассказать о судьбах наших земляков участвовавших в революционных событиях. О том, как сложилась судьба их потомков.
Когда в 1986 году я учился в десятом (выпускном) классе одной из школ Волгоградской области мне не однократно приходилось сходиться со своей бабушкой в словесных баталиях по многим вопросам истории Отечества XX века. Одним из таких спорных вопросов был вопрос о революции. Нет, вопрос был не по сути, а по времени. Бабушка была малограмотной, писать и читать она научилась самостоятельно, ещё до революции по этому, в тонкостях политической ситуации в России начала XX века разбиралась приблизительно так же как несмышлёный ребёнок в высшей математике. Но, родилась она в 1907 году в селе Фунтики Барнаульской волости. В 1917 году ей было уже 10 лет, то есть события этого и последующих годов она помнила отлично. Я же в свою очередь неплохо выучил материал учебника истории, и наивно полагал, что знаю о революции если не всё, то достаточно много, по сравнению с очень хорошей, любимой, но безграмотной бабушкой.
Так вот, как только заходил разговор о революции, у нас сразу начинались нестыковки. Я утверждал, тыча пальцем в учебник, что революция в России произошла в 1917 году, а бабушка махала на все мои выкладки рукой и спокойно говорила: «Ты мне внучек не рассказывай, я твою революцию видела как тебя. Я её на своём горбу пережила, и была она в 1919 году». И только через 14 лет, оказавшись на Алтае, я понял, что моя бабушка Маруся была права. Революция алтайских крестьян захлестнула только в 1919 году, а до этого времени сельчане жили своей привычной размеренной крестьянской жизнью, в меру интересуясь государственными вопросами и исполняя законы высшей власти.
Так, что ведя речь о революции, мы будем говорить о событиях, разворачивавшихся на Алтае в 1919 году.
И от бабушки, в далёкой юности, и от земляков краеведов неоднократно приходилось слышать удивительные рассказы об участниках тех трагических событий почти вековой давности, как со стороны красных, так и со стороны белого движения. К тому же, с высоты времён, в отсутствии направляющей и указующей линии партии, а так же определённой открытости российских архивов можно взглянуть на великие и трагические события прошлого по иному. Попробовать увидеть в разгоревшейся на Алтае гражданской войне, не сражение наших с проклятыми белогвардейцами, а великую трагедию братоубийственной войны, где с невероятной жестокостью убивали друг друга и с одной и с другой стороны наши российские люди. Вот по этому, в статье мне хотелось показать судьбы, как красных партизан, так и белогвардейцев.
Кроме того, в советский период истории нашей Родины, в отношении гражданской войны и партизанского движения сформировался миф о том, что в гражданскую войну бедные, создав Красную Армию, воевали с врагами богатеями, кровопивцами всех мастей, объединившимися под знаменем Белой гвардии. И если данная статья поможет развеять его, я буду рад.
Итак, на Алтае воевали друг с другом не бедные с богатыми, а обиженные зажиточные крестьяне, с обидевшей их колчаковской властью. Так, например, наиболее крепкие крестьяне были далеки от большой политики и по этому, почти никак не отреагировали на свержение власти большевиков в 1918 году. Делите власть как хотите, только нам крестьянствовать не мешайте, рассуждало большинство алтайских крестьян. Однако, колчаковцы стали проводить обязательную воинскую мобилизацию, и жестоко наказывать дезертиров, уклонявшихся от призыва, и членов их семей. Крестьяне мирились, когда их детей, их главных помощников в поле призывали на войну с германцем, за Родину (то есть на Первую мировую войну), но когда стали забирать на войну за чью то идею, да к тому же со своим же народом, крестьяне стали молча саботировать военный призыв. Так появились первые дезертиры, уклонявшиеся от службы в армии адмирала Колчака в Зимино, Чистюньке и многих других населённых пунктах современного Топчихинского района. Родители приветствовали своих дезертиров, на время помогая им скрываться от властей в ближайших колках и логах в партизанских ватагах. Второго августа 1919 года в Зимино прибыл карательно-мобилизационный отряд в составе 30 солдат, под командованием прапорщика Абраменко с одной целью выловить и отправить в армию дезертиров. В качестве устрашения крестьян, прапорщик приказал двух родственников дезертиров показательно расстрелять, а остальных вывезти в Чистюньку, прилюдно выпороть и оставить под надзором волостной милиции в качестве заложников, до тех пор, пока дезертиры не будут пойманы, либо сами добровольно не явятся на сборный пункт. Представить трудно глубину нанесённого оскорбления и унижения сельской крестьянской элите Барнаульской волости. Вот почему зиминцы ворвались 2 августа 1919 года в Чистюньку, и их месть за оскорбление была страшной. Заложники были освобождены, а начальник волостной милиции был заживо сожжён. Двое милиционеров были убиты при попытке спастись, делопроизводитель волостной милиции застрелился. Все четверо сотрудников волостной милиции были так же жителями Чистюньки. Отряд прапорщика Абрамова был догнан в районе села Усть-Алейка (ныне это Староалейка) и полностью разбит. Сам прапорщик пойман и расстрелян. Месть крестьян постигла не только обидчиков, но и всех, кто их поддерживал. Так восставшие, неудержимые в гневе, расстреляли чистюньского священника Алексея Михайловича Пономаренко с сыном Михаилом и дочерью Глафирой. Только старшему сыну священника Герману Алексеевичу удалось чудом избежать расправы. За поддержку колчаковцев тут же в Чистюньке был расстрелян ещё один священник местной церкви Иван Цветков, с 1914 и по 1918 год воевавший на Первой мировой войне фронтовым капелланом. Не избежал расправы восставших и диакон чистюньской церкви Ювиналий Ушаков, представленный в 1981 году Русской Православной церковью за рубежом к лику святых мучеников. Так в представлениях наших предков началась революция в Барнаульской волости Барнаульского уезда Томской губернии. Закрутился кровавый маховик гражданской войны. От рук восставших крестьян первыми пострадали служители культа, поддерживавшие власть адмирала Колчака. В Хабазино был зарезан священник Иван Владимирович Юловский, в Фунтиках расстрелян священник Василий Иосифович Данилов. Был казнён воставшими вместе с супругой священник колпаковской церкви. В ответ на это, уже ночью 2 августа на станцию Топчиха, для подавления крестьянского восстания был направлен сборный отряд особого назначения из 50 человек под командованием подпоручика Барского. Четвертого августа им на помощь из Барнаула выдвинулась 12 рота 5 Пражского полка мятежного чешского корпуса и ряд других подразделений белогвардейцев. Из рапорта подпоручика Барского от 15 августа 1919 года известно, что от рук карателей в бою у Чистюньки 5 августа погибло 40 восставших крестьян. В этот же день в бою у железнодорожного моста близ станции Топчиха погибло 20 крестьян. За период с 2 по 12 августа 1919 года только отрядом под командованием подпоручика Барского, вооружённого пулемётами было уничтожено более 900 вооружённых пиками и охотничьими ружьями восставших крестьян Барнаульской волости. Со стороны карателей погибло только два солдата и несколько бойцов было ранено. Море, море пролитой крови не оставляли никакой возможности прекратить братоубийственную войну.
Так появились братские могилы красных партизан в селах: Зимино (известно 11 фамилий захороненных), Чистюнька (известно 16 фамилий), Фунтики (известно 13 фамилий), Парфёново (известно 9 фамилий), Володарка (известно 7 фамилий погибших). Фамилии восставших крестьян захорненых в братских могилах Топчихинского района смотрите на краеведческом сайте Топчихинскоо района. Наверняка, сохранившиеся фамилии погибших, лишь малая часть из тех, кто захоронен в братских могилах Топчихинского района. Некоторые из восставших крестьян были похоронены на сельских погостах, но позже на месте их гибели установлены памятники. Это обелиск на подъезде к селу Володарка, а так же памятники в сёлах Песчаное, и Чаузово. Мы должны сохранять и беречь их, как напоминание о великой трагедии нашего народа и жертвах гражданской войны. А вот где похоронены чистюньские милиционеры и священнослужители нам не известно. Удивительна судьба самого подпоручика Барского. По некоторым данным, декабре 1919 года он вместе с группой военнослужащих перешёл на сторону Красной Армии и в последующем занимал руководящие посты, среднего уровня в учреждениях Алтайского края.
Братские могилы партизан в Зимино и Чистюнька
А вот как сложилась в дальнейшем судьба родных и близких погибших партизан. Поскольку, большая часть из них являлись людьми зажиточными и крепкими домохозяевами в 20 — 30-е годы они попали под жестокие жернова репрессий. Так например сын похороненного в братской могиле с.Володарка Белокурова Карпа, Владимир Карпович Белокуров 2 ноября 1937 года был расстрелян по статье 58-10. Так же как враги народа в 1937 году были расстреляны отец похороненного в Чистюнке погибшего красного партизана Шаршова Петра Емельяновича, Шаршов Емельян Федотович, и сын похороненного в братской могиле с. Чистюнька красного партизана Ивашина Ивана, Ивашин Фёдор Иванович. Был приговорён к семи годам лагерей брат похороненного в Володарке партизана Усова Василия Спиридоновича, Усов Евграф Спиридонович. А так же были репрессированы многие другие родственники погибших восставших против власти Колчака крестьян.
Но как бы ни были сильны обиды и высоки счёты у некоторых участников гражданской войны друг к другу и к власти, у русского человека понятие Родина всегда стояла и я надеюсь, будет стоять на первом месте. Ведь не случайно десятки и сотни бывших красных партизан, и их родственников, пройдя через унижения колчаковцев, раскулачивание, политические репрессии героически сражались с фашистами в годы Великой Отечественной войны. Так погиб на Калининском направлении 24 марта 1944 года второй сын Белокурова Карпа, партизана похороненного в братской могиле села Володарка, Белокуров Пётр Карпович. Отдали свои жизни во имя победы над фашизмом сын погибшего партизана Корнеева Якова Никитовича, похороненного в Володарке, Корнеев Николай Яковлевич, Архипов Михаил Егорович, сын погибшего красного партизана из Володарки Архипова Егора Абрамовича, сыновья погибшего фунтиковского красного партизана Бабакина Степана, Бабакины Филипп Степанович и Константин Степанович и многие другие. Удивительна судьба единственного, избежавшего расправы восставших крестьян, старшего сына расстрелянного чистюньского священника Пономаренко Алексея Михайловича, Германа Алексеевича. Он не эмигрировал из страны, и не стал сводить с властью счёты. Он стал известным в Сибири врачом, одним из основателей санитарно-эпидемиологической службы в Хакасии. В годы Великой Отечественной войны он работал заведующим хирургического отделения в одном из военных госпиталей Самары (Куйбышев). Но власть сама нашла его, и 4 января 1945 года Герман Алексеевич был арестован и осуждён по печально известной 58 статье к 15 годам лагерей. Через 14 лет заключения Герман Алексеевич был освобождён и полностью реабилитирован 26 мая 1959 года. Его сын, Виктор Германович Пономаренко не стал сводить счёты с советской властью за расстрелянного дедушку и репрессированного отца, он всю свою жизнь посвятил процветанию своей Родины и своего народа. Виктор Германович, закончил Новосибирский государственный университет и долгое время работал в институте ядерной физики имени Г.И. Будкера в г. Новосибирске. Он автор более 100 изобретений. Его сын, Андрей Викторович Пономаренко, кандидат технических наук, окончил Московский инженерно-физический институт. Физик-ядерщик, автор концепции нейтринного двигателя для космических аппаратов. Живёт и работает в Новосибирске.
Вот такова она Великая Октябрьская социалистическая революция в Сибири, докатившаяся до Алтая вместе с гражданской войной. Кто в ней свой, кто чужой?
Сергей Поздин